...Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Р. Рождественский
Благодарю Тебя, Создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не безработный, не мечтатель –
Простой учитель на селе.
Листаю страницы моей пухлой трудовой книжки… Пекарь, корреспондент, учитель… Электромонтер, учитель… Сторож, журналист, учитель… Глава администрации, учитель… Каллиграфические строчки – как вехи судьбы. Разные профессии, разные воспоминания. Отчего же самые яркие и значимые из них – с прекрасным словосочетанием «школьный учитель»?
Вот лихие и уже такие далекие (как-никак – прошлый век!) девяностые… Демобилизация совпала с девальвацией. Казавшаяся несокрушимой страна рухнула в Лету вместе с юношеской мечтой о карьере физика-ядерщика. Родная школа. Через пять лет после выпускного бала с теплыми напутственными словами золотому медалисту, она распахнула для меня двери уже как для учителя.
Мой первый урок. Хотя нет, мои самые первые уроки – уроки физики, химии и математики – состоялись в дни школьного самоуправления. Непередаваемые и незабываемые ощущения трепета и ответственности. А еще полной уверенности, что мои учителя – люди с другой планеты, почти идеальные существа. Потому что только им подвластны детские души. Потому что только они знают те тайны, которые приоткрывают нам.
Общеизвестно: личность воспитывает личность. Мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода силовое поле. Да простят меня физики – педагогическое силовое поле. Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом». Это поле невидимо, оно действует на родственные объекты.
Именно в таком мощном поле оказался и я. Целая плеяда «педагогов-генераторов» приняла участие в моем становлении как учителя. Валерий Михайлович Бодров, Константин Владимирович Молчанов, Нинель Израиловна Жеглова, Татьяна Илларионовна Козулина. Это от них, называвших меня по-отечески просто Алешей, я впервые услышал как торжественное посвящение в тайное общество обращение «коллега».
Отныне и навсегда я – часть большой и дружной педагогической семьи.
Благодарю тебя, Всевышний,
За то, что школа для меня –
Мой дом второй, я здесь – не лишний,
Здесь радость и судьба моя.
Новые страницы, новые записи… Заботы о хлебе насущном и желание обрести духовную гармонию сподвигли оставить классы и отложить в сторону мел. Но и эти годы внесли определенную лепту в формировании моего педагогического мировоззрения. Однозначно: все, что не развивается, деградирует. Человек, а тем более педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для окружающих. Потому что он сам себе неинтересен – его перестал интересовать окружающий мир!
Ученье – это процесс познания окружения, процесс расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в пространство людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Но действительное понимание и познание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей. А для этого нужно доверие, открытость миру; нужны глаза, чтобы увидеть. Конечно не для того, чтобы утвердить себя в мире, но для того, чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии. Именно в этой точке – умении чувствовать и сопереживать – начинается настоящая педагогика. Именно здесь приходит убеждение, что педагогика – это искусство, а настоящий педагог – художник…
Быстро пролисталась еще пара страниц… Начало 2000-х. Я снова в школе, правда, уже не в райцентре. Молодой директор, молодые завучи. Команда энтузиастов, команда новаторов как ответ на новые требования времени. Новые педагогические технологии, компьютеризация и информатизация. Новые горизонты. Вот мой первый профессиональный конкурс, и первая победа, которая вдохновляет на новые дерзания и успехи. Новые друзья и товарищи. А вместе с ними – победа в конкурсе «Учитель года Бурятии». И вот уже у меня есть возможность дать совет, поделиться опытом. Семинары, конференции, совещания. Поездки на стажировки и курсы. И снова – встречи, общения, взаимное обогащение и назидание. И, кажется, что чем больше отдаешь, чем больше делишься, тем больше снова и снова наполняешься и вдохновляешься. Общение приносит радость и удовлетворение.
Благодарю тебя за счастье,
Иметь таких друзей-коллег,
Что рядом в горе и в ненастье,
Чей дом открыт для всех вовек.
И вдруг приходит ясное понимание того, что школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде – легко и свободно. Я увлечен ею. Я восхищаюсь коллегами. Мне нравятся уроки и перемены, школьные вечера и занятия с отстающими. Мне интересен каждый ребенок. Мне хочется общаться равно и с успешным, и с так называемым "трудным". Хотя я не совсем понимаю значение этого слова. Каждый человек в чем-то "труден", а в чем-то открыт для других. Какое внутреннее удовольствие испытываешь от того, что находишь точки общего соприкосновения, - а они есть всегда, нужно только уметь их увидеть и в ребенке, и в себе.
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, в которой говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» - талант - был дан каждому, пусть и каждому в разном количестве. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.
Благодарю тебя, мой Боже,
Даешь учеников таких,
Которых и журить негоже –
Душою прорастаешь в них.
На уроках, где нет баррикад, отделяющих учителя от детей, мы творим, выдумываем, пробуем. Мне кажется, что без этих четырех знаменитых «СО»: со - трудничество, со - творчество, со - понимание, со – чувствие невозможно по-настоящему ввести ребенка в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу, ибо «пока душа болит, - мы люди, а не болит, что за душа» (В. Казанцев). А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. Наши уроки - процесс сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Они всегда разные, в них нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Интересна композиция этой цитаты из Плутарха – она повторяет два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Безусловно – знание не является главной педагогической целью (хотя с нас и с учащихся по-прежнему спрашивают именно это). Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок и прочего, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность новых знаний.
Через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни, и через практическое применение знаний. А еще лучше, когда в уроке они меняются местами: знание возникнет в результате практической деятельности. Только то, что ученик пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Оказывается, самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.
Каждый день, каждый урок глаза моих учеников ставят передо мной задачи: как не дать погаснуть тому огоньку, той искорке, которые сверкают в их душах? Как не потушить их искренности и открытости? Как возгревать их стремление к познанию красоты и совершенства?
И каждый день в молитве тихо
Прошу за каждого Тебя:
Дай знаний им, храни от лиха,
Благослови их всех, любя.
Позади еще одно десятилетие… Меняется и реформируется школа. Образовательные стандарты ставят перед учителем новые задачи.
Взрослею и я. Последняя запись в моей трудовой книжке: «Учитель…»
Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», я не могу отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби и не работа… Учитель – это мое призвание! Это жизнь, а точнее - смысл моей жизни. Я не работаю – я живу учителем.
Учитель - связующая нить между прошлым и будущим… Я твердо убежден, что предназначение учителя, как сказано поэтом, в том, "чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые..." Ведь след человека - не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что тобой пережито и познано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое человеческое богатство, как самая главная ценность. Это – духовное богатство. И с этой точки зрения моя профессия - самая счастливая.
А для себя прошу немного:
Терпенья, мудрости и сил,
Чтоб их вести прямой дорогой
Учить их жить, как Ты учил.