ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Совсем недавно российскому педагогическому сообществу был представлен новый методологический подход, названный «метапредметным». К тому же новые образовательные стандарты, вступившие в статус закона, помимо предметных и личностных, подразумевают обязательные метапредметные результаты. Переосмыслить накопленный педагогический опыт – требование реалий современности. Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех. Система  образования как сфера подготовки ученика к жизни меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому новые задачи, поставленные перед учителем, не могли быть решены в полной мере только средствами традиционной педагогики.

Степень раскрытия творческих способностей ученика, его умение  работать с информацией, коммуникативные компетенции, общеучебные умения  напрямую зависят от  выбора системы работы, которую выстраивает учитель на уроке и во внеклассной деятельности.

На мой взгляд, ошибкой является требование считать тот или иной подход единственно возможным. Отношение к педагогическим теориям отличается субъективизмом в оценках специалистов, как ни в одной другой области человеческих знаний. В реальной практике педагог должен использовать самые разные теории и технологии, только так можно обеспечить высокий уровень образования. Для меня приоритетной в этом комплексе подходов является технология проблемно-диалогического обучения, которая лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Дополняя неоспоримые преимущества традиционной системы обучения, проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Сущность моего опыта «Проблемно-диалогическое обучение как средство достижения метапредметных результатов» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приемах их выполнения, в постоянной смене проблем, способов их доказательств и выводов.

При анализе особенностей проблемно-диалогического обучения несомненно, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Этот подход вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемно- диалогическое обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Важно и то, что проблемно-диалогическое обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

В чем заключаются особенности проблемного диалога? 

Компонента «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Компонента «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Есть три подхода к обучению математике и информатике, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение.

Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее ученикам, ведь  это делает процесс объяснения нового материала более комфортным.

Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося «загоняет» учитель, и сам его из нее и выводит. При использовании указанных двух методов учащиеся, как правило, лишены самостоятельности.

Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на положении, что с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся: решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает. Только при этом условии, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.

Как этого добиться?

Проблемная ситуация должна вносить что-то новое, необычное, интересное в учебный процесс. Это значит, что если на уроке математики учитель прочитал текст задачи, то она может не стать еще проблемой для всех учащихся (часть ее может решать, боясь получить двойку, часть может равнодушно относится к ней).

Нужно также учитывать уровни эмоциональной и мотивационной настроенности учащихся к решению проблем, в частности:

  • изучение и решение задачи или проблемы по требованию учителя (т.е. выполнение по необходимости);
  • изучение и решение задачи или проблемы, вызвавшей удивление, необходимость преодолеть возникшее противоречие;
  • изучение и решение интересной для учащихся задачи или проблемы;
  • интерес и любознательность к предмету.

В первом случае учащийся решает проблему под постоянным контролем учителя и в этом видит необходимость её решения.

На втором этапе проблема вызывает «неравнодушное» отношение к ней со стороны учащегося, необходимость самостоятельно добиться разрешения возникших противоречий.

На третьем уровне интересная задача захватывает учащегося, вызывает стремление к её решению, напряжение волевых усилий.

На четвертом этапе у учащегося развиты интерес и любознательность к предмету. Даже «серьезные» проблемы и задачи становятся для него личными.

Подготовленность учащихся к решению проблем на содержательной основе характеризуется наличием соответствующих знаний и владением способами и приемами познавательной деятельности.

Структура урока в логике проблемно-диалогического обучения чаще всего имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего периода обучения.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Поэтому возможны следующие способы постановки проблемы на уроке:

1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

2) Сталкивает противоречия практической деятельности.

3 )Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

4) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.

5) Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).

6) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).

7) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.

Во время занятий я использую два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному  устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому материалу, т.е. веду к открытию знаний.

Подводящий диалог дает возможность для фронтальной работы, а побуждающий - для групповой. В группах создается проблемная ситуация, когда при обсуждении сталкиваются мнения учащихся или выдвигаются различные, порой противоречивые гипотезы.

На таком уроке формируются все виды универсальных учебных действий (УУД) ученика:

а) регулятивные - целеполагание, прогнозирование, оценка, коррекция и контроль;

б) познавательные – моделирование, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов при выполнении заданий поискового характера;

в) коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникациями;

г) личностные – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (осознание ценности знаний, чувство гордости за нашего ученого).

Таким образом, использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.

Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности.

К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

Поэтому я стараюсь применять эту технологию и во внеурочной деятельности. Интеллектуальные внеурочные игры, в которых практически все задания носят проблемный характер, позволяют выходить за рамки предмета и объединить всех участников образовательного процесса. Например, всегда очень эмоционально проходит игра «Математический биатлон», в которой могут участвовать как команды учеников, так и команды родителей и (или) учителей.

К тому же, во время этих занятий мы более углубленно изучать отдельные темы, прорешивать сложные задачи, которые помогают преодолеть психологическую инерцию, то есть предрасположенность к конкретному образу мышления.

Помимо основной задачи – научить учеников самостоятельно решать возникающие вокруг него задачи, творчески мыслить, мне очень важно эмоциональное восприятие ими этих заданий.

Использование проблемно- диалогического обучения на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает  положительную динамику.

 Кроме того, такие уроки повышают воспитательный потенциал, являются средством формирования качеств ученика: они заставляют оценивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личный моральный выбор. Так, ученики используют компьютерные технологии для реализации социально - значимых проектов, демонстрируя готовность применять усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Результаты моих учеников – это лучший ответ на вопрос «для чего я это использую?».

Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами (да, наверняка, и не нужно). Метапредметные результаты – это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей.

Накопленным опытом по использованию открытых задач делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, мастер-классы на разных уровнях. Хорошим средством передачи опыта является персональный сайт.

Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения видеть математическую или алгоритмическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и  окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Метод проблемного диалога может использовать учитель любого предмета.  Представляя свой опыт работы, я хотел показать, что технология проблемно-диалогового обучения в структуре креативного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.