00. Приступая к программированию на С++
[ Скачать с сервера (1.36 Mb) ]2019-04-06, 12:23 PM

C++

C++ (произносится как «Си плюс плюс») был разработан Бьёрном Страуструпом в Bell Labs в качестве дополнения к C в 1979 г. Он добавил множество новых фич в язык С. Его популярность была вызвана объектно-ориентированностью языка. Насчет объектно-ориентированного программирования (ООП) и его отличий от традиционных методов программирования мы поговорим несколько позже.

Как пишется программа

Для того, чтобы написать программу, необходимы две вещи:

  •    знание определенного языка программирования – этому мы вас научим;
  •    редактор кода.

Программу можно написать, используя любой редактор, даже тот же Блокнот в Windows или текстовый редактор Vi в Unix. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем использовать редактор, предназначенный для программирования. Не беспокойтесь, если у вас его ещё нет. В следующем уроке мы рассмотрим процесс установки такого приложения.

Редактор типичного программиста, как правило, имеет следующие особенности, которые облегчают программирование:

  •    Нумерация строк. Это функция чрезвычайно полезна при отладке программы, когда компилятор выдаёт нам сообщения об ошибках. Типичная ошибка компиляции состоит из «ошибка и № строки, где эта ошибка произошла«, например: «ошибка переопределения переменной x, строка 90«. Без нумерации строк искать ту самую 90-ую строчку кода было бы несколько затруднительно, не так ли?
  •    Подсветка синтаксиса. Подсветка синтаксиса изменяет цвет разных частей программы и кода, что улучшает восприятие как целой программы, так и её отдельных частей.
  •    Специальный шрифт. В обычных шрифтах очень часто возникает путаница между определенными символами, когда непонятно, какой символ перед вами. Например: число 0 или буква O, число 1 или буква l (нижний регистр L), или может буква I (верхний регистр i). Вот для этого и нужен специальный шрифт, в котором будет легко различить эти символы, предотвращая случайное использование одного символа вместо другого.

Программы на языке C++ следует называть name.cpp, где name заменяется именем вашей программы, а расширение .cpp сообщает компилятору (и вам тоже), что это исходный файл кода, который содержит инструкции на языке программирования C++. Следует обратить внимание, что некоторые программисты используют расширение .cc вместо .cpp, но мы рекомендуем использовать именно .cpp.

Также стоит отметить, что много программ в C++ могут состоять из нескольких файлов .cpp. Хотя большинство программ, которые вы будете создавать в ходе этих уроков, не будут слишком большими, в дальнейшем вы научитесь писать программы, которые будут включать десятки, если не сотни отдельных файлов .cpp.

Компиляция

Для того, чтобы скомпилировать программу нам нужен компилятор. Работа компилятора состоит из двух частей:

  •    Проверка программы на соответствие правилам языка C++ (проверка синтаксиса). Если она будет неудачной, то компилятор выдаст сообщение об ошибках, которые нужно будет исправить.
  •    Конвертация каждого исходного файла с кодом в объектный файл (или еще «объектный модуль«) на машинном языке. Объектные файлы, как правило, имеют названия name.o или name.obj, где name должно быть такое же как и имя вашего исходного файла .cpp. Если ваша программа состоит из 3-ёх файлов .cpp, то компилятор сгенерирует 3 объектных файла.

Линкинг (связывание объектных файлов)

Линкинг – это процесс связывания всех объектных файлов, генерируемых компилятором, в единую исполняемую программу, которую вы затем сможете запустить (выполнить). Это делается с помощью программы, которая называется линкер (или ещё «компоновщик«).

Кроме объектных файлов, линкер также подключает файлы из стандартной библиотеки С++ (или любой другой библиотеки, которую вы используете, например: библиотеки графики или звука). Сам по себе язык С++ довольно маленький и простой. Тем не менее, к нему подключается большая библиотека дополнительных функций, которые могут использовать ваши программы, и эти функции находятся в стандартной библиотеке C++. Например, если вы хотите вывести что-либо на экран, то у вас в коде должна быть специальная команда, которая сообщит компилятору, что вы хотите использовать функцию вывода информации на экран из стандартной библиотеки C++.

После того, как компоновщик закончит линкинг всех объектных файлов (при условии, что не будет ошибок), вы получите исполняемый файл.

Тестирование и отладка

Здесь начинается самое веселье! Вы уже можете запустить исполняемый файл и посмотреть, работает ли всё так надо. Если нет, то пришло время отладки. Более подробно об отладке мы поговорим в соответствующих уроках.

Обратите внимание, для выполнения шагов №3-№6 вам потребуется специальное программное обеспечение. Хотя вы можете использовать отдельные программы на каждом из этих шагов, пакет программного обеспечения (или ещё «IDE» — «Integrated Development Environment») объединяет в себе все эти программы. Обычно с IDE вы получаете редактор кода с нумерацией строк и подсветкой синтаксиса, а также компилятор и линкер. А когда вам нужно будет провести отладку программы, вы сможете использовать встроенный отладчик. Кроме того, IDE объединяет и ряд других полезных возможностей: комплексная помощь, дополнение кода, в некоторых случаях ещё и система контроля версий.

Категория: C++ теория | Добавил: shadrinuro
Просмотров: 669 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar